Военные выбрали классическую схему для скоростного боевого вертолета

1914

Два отечественных ОКБ – им. М.Л.Миля и Н.И. Камова, которые собираются объединить в одно в 2019 г., работают над двумя проектами перспективных скоростных вертолетов

В начале декабря уходящего года генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский подтвердил информацию о разработке перспективного скоростного боевого вертолета. Ранее Андрей Иванович рассказал, что Минобороны определилось с обликом перспективного скоростного боевого вертолета (ПСБВ). В этот раз А.Богинский сообщил, что был выбран проект ОКБ им. М.Л.Миля. Всего военным было предложено для рассмотрения несколько вариантов перспективной винтокрылой машины. Андрей Богинский добавил, что перспективный вертолет появится в «металле» года через два.

В феврале 2018 г. руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что опытный образец российского перспективного скоростного боевого вертолета, разрабатываемого холдингом «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех»), совершит первый полет в 2019 г. Работы по ПСБВ ведутся на Московском вертолетном заводе (МВЗ) им. М.Л.Миля в кооперации с другими предприятиями отрасли. Для ПСБВ специалисты МВЗ разработали новую конструкцию лопасти несущего винта. Силовая установка будет состоять из двух турбовальных двигателей (ТВД) ВК-2500М, который еще предстоит создать. Это будет одна из модификаций существующего ТВД ВК-2500.

Вице-премьер Юрий Борисов приблизительно в то же время, будучи тогда заместителем министра обороны, заявил при посещении авиазавода в Арсеньеве, что военное ведомство хочет получить перспективный боевой вертолет с крейсерской скоростью «на уровне 350-400 км/ч». Также Юрий Иванович добавил, что у отечественной промышленности есть определенные технические решения для выполнения такой задачи, в частности, полученные в ходе реализации программы по экспериментальному вертолету Ми-Х3 классической одновинтовой схемы с рулевым винтом.

Во время «цаговской юбилейной недели» генеральный директор ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского Кирилл Сыпало рассказал корреспонденту информагентства ТАСС, что компания «Камов» в ближайшее время планирует начать работу по созданию летающей лаборатории перспективного скоростного вертолета (ПСВ) на базе военного вертолета Ка-52 соосной схемы. По словам Кирилла Ивановича, «работы по проекту ПСВ идут в двух направлениях. По первому направлению имеются отдельные наработки, такие как новые компоновки лопастей и несущих винтов, они будут внедряться на уже существующих машинах марки «Ми». По второму направлению идет разработка вертолета принципиально новой схемы, проект которого представлен ОКБ им. Н.И.Камова.

Модель перспективного отечественного скоростного вертолета сосной схемы была продемонстрирована в документальном фильме «ЦАГИ 100 лет: наука летать» телестудии Роскосмоса.

В комментарии к фильму было сказано, что скорость полета перспективной винтокрылой машины превысит 400 км/ч. В кадре была показана 3D-модель винтокрылой машины с соосным расположением несущих винтов. Вертолет будет иметь крылья и убирающееся шасси. Первая информация о перспективной машине появились в интернете в конце октября 2018 г.

30 марта 2017 г. в интернете было опубликовано сообщение, что в Минпромторговли России завершен конкурс на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Сообщалось, что на проведение НИОКР выделяется 986,3 млн руб. Цель проводимых НИОКР – формирование научно-технического задела (НТЗ) по аэродинамике и прочности для вертолетов нового поколения со скоростями полета до 350-400 км/час и преобразуемых высокоскоростных летательных аппаратов (ВКЛА) со скоростями полета до 700 км/час. В частности, сообщалось, что НИОКР необходимы для «проведения исследований возможных компоновок несущих винтов и корпусов с учетом требований по шуму, аэроупругости и безопасности; формирование технических обликов и интеграция основных технологий в интересах создания ВКЛА следующего поколения; системные исследования по формированию облика перспективных роботизированных авиационных систем как совокупности самостоятельных и взаимодействующих беспилотных воздушных судов различных классов, наземных и воздушных систем управления, обеспечивающих решение задач специального и гражданского применения». По официальной информации, сейчас идут исследования в рамках проекта, имеющего название «ВКЛА-2025».

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, специалисты Института в рамках программы «ВКЛА-2025» проводят исследования по повышению скорости полета винтокрылых машин. В частности, в ЦАГИ осенью 2018 г. проводились экспериментальные исследования по отработке технологий гашения колебаний вертолетных лопастей. В Институте разработана принципиально новая конфигурация лопасти ротора несущего винта: ее задняя часть (триммер) отклоняется подобно закрылку самолета, в определенный момент увеличивая, а через пол-оборота винта уменьшая подъемную силу винта и при этом гася нежелательные вибрации. Согласно пресс-релизу, «в настоящее время ученые проводят аэродинамические испытания новых конфигураций лопасти. В качестве модели выбрана лопасть, по размерам сопоставимая с лопастью самого массового в мире вертолета Ми-8. Сравнительные эксперименты без триммеров и с ними показали, что амплитуда вибраций «гасится» в 2–2,5 раза».

По утверждению разработчиков, «данная технология позволит повысить крейсерскую скорость вертолета, снизить нагрузки, продлить ресурс конструкции, улучшить комфорт пассажиров и экипажа и уменьшить шум от несущего винта».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"