Поселок, поменявший имя князя на имя красного комиссара — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:

Общество

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

ALEX_01_2017.gif

kadri_reklama.gif





u_lifee.jpg





Поселок, поменявший имя князя  на имя красного комиссара

Поселок, поменявший имя князя на имя красного комиссара

Дачный поселок Кратово более 100 лет остается одним из самых известных мест отдыха

История поселка Кратово тесно переплетена с историей нашего города. Граница двух населенных пунктов давно уже размыта, а часть бывшей поселковой территории вошла в состав Жуковского. Гуляя по городским улицам, как-то незаметно оказываешься среди стародачного поселка с богатой историей и удивительной, сохранившейся в почти первозданном виде природой. Официальной датой создания поселка считается 1898 год, когда на 38 версте (40 километров в современной метрической системе) Московско-Казанской железной дороги была открыта железнодорожная платформа Прозоровская. Свое название остановочный пункт получил по фамилии владельцев земли — Прозоровских-Голицыных, сдававших участки под дачное строительство. В конце ХIХ века Российская империя переживала настоящий дачный бум. Большой популярностью пользовались места в ближнем Подмосковье рядом с Московско-Казанской железной дорогой, отличавшиеся сухими песчаными почвами и вековым сосновым бором. Живописная местность с лесом вблизи Раменского быстро приглянулась дачникам, и после открытия платформы появился поселок Прозоровское. Со временем здесь возник еще один поселок, получивший наименование Юбилейный. Оба населенных пункта административно входили в состав Раменской волости Бронницкого уезда. К сожалению, в отличие от таких поселков, как Быково и Удельная, о ранней истории Кратово известно совсем немного. Так, почти не известны имена первых дачников, нет и схем межевания участков. Да и старинных построек в их первозданном виде здесь сохранилось очень мало. И лишь только старая черно-белая фотография запечатлела вид изящного деревянного станционного здания в псевдорусском стиле, стоявшего на платформе до ее переноса в новое место в 1930-х гг. Любопытно, что уже в начале ХХ века справочники по дачным подмосковным поселкам описывают Прозоровское как прекрасное место для загородного отдыха. Дошло до наших дней и дореволюционное расписание движения поездов с указанием времени прибытия и отправления с платформы. 


Короткая страница города-сада, которому не суждено было появиться

Новая страница в истории населенного пункта началась в 1910 году. Правление Московско-Казанской железной дороги выкупило у князя Александра Голицына-Прозоровского участок земли площадью 677 десятин (1 десятина — это 1,09 га) для реализации уникального проекта «города-сада», предназначавшегося для семей простых сотрудников, испытывавших на себе тесноту и отсутствие большинства элементарных удобств в столичных квартирах. В 1913 году в журнале «Железнодорожное дело» был опубликован проект поселка для железнодорожных служащих близ платформы «Прозоровская». Архитектор В. Семенов спроектировал будущий город-сад в виде трех основных лучей-радиусов, начинающихся у платформы и постепенно расширяющихся в сторону Москвы-реки. Центральная улица должна была представлять собой широкий и зеленый бульвар с главными административными сооружениями. Улицы предполагалось застроить изящными коттеджами высотой не более двух этажей на одну или несколько семей со всеми удобствами (отоплением, водоснабжением и центральной канализацией). 

Платформа Прозоровская. Фото начала ХХ века..jpg
Платформа Прозоровская. Фото начала ХХ века.

Уже в 1913 году в лесном массиве начались работы по реализации не имеющего аналогов в отечественном градостроительстве проекта. Одним из первых объектов планировавшегося города-сада стало озеро, являющееся на самом деле запрудой, созданной на реке Хрипанка в 1914 г. Тогда же по проекту архитектора А.А. Таманяна на рукотворном водоеме появился изящный железобетонный мост, украшенный обелисками. В 1998 году, к столетию поселка, на месте обветшавшего моста соорудили его точную копию, но из более долговечного белого мрамора. До революции также успели построить деревянные дома для служащих, комплекс больницы и туберкулезного санатория, а также приступили к возведению кирпичной церкви. В 1916 году по приказу Управления Московско-Казанской железной дороги было открыто училище для детей железнодорожников. Вскоре после революции школа стала четырехлетней, а затем и семилетней. В 1918 году в своей книге «Московские пригороды и дачные поселки в связи с развитием городской жизни» П.К. Дурилин сообщал, что поселок для железнодорожных служащих почти готов: проведены канализационные и водопроводные линии, устроен артезианский колодец и разбиты улицы. Многие годы первая поселковая школа располагалась в старинном здании бывшей строительной конторы. Незадолго до революции возник небольшой поселок Горельники, состоявший из деревянных домов. 

Кратовский пруд и мост в 1936 году.jpg
Кратовский пруд и мост в 1936 году


Эпоха перемен для дачного поселка

Бурные революционные события внесли свои изменения в жизнь поселка. Так, было прекращено дальнейшее строительство города-сада. Новые власти обратили внимание на живописную местность Прозоровской, и уже в первые послереволюционные годы создается поселок Общества политкаторжан, ставший со временем поселком старых большевиков. 

В 1923 году завершилось строительство комплекса больницы и туберкулезного санатория. В том же году здесь в возрасте 28 лет скончался первый комиссар Московско-Казанской железной дороги Иван Крат. 

Будучи популярным дачным местом, район платформы Прозоровская активно застраивался. По данным переписи населения 1926 года, в поселке Прозоровский проживало 475 человек, а в Юбилейном (он же Прозоровка-II) — 172 человека.

В 1927 году в клубе в Горельниках, названном в духе времени «Парижской коммуной» начал свою работу поселковый совет. До этого Прозоровский и Юбилейный не имели собственной администрации. 

В 1929 году в связи с созданием кооперативного поселка «Красный Бор» была открыта еще одна железнодорожная платформа, получившая наименование «Отдых». Тогда же началось строительство санатория дорстрахкассы Московско-Казанской железной дороги. До наших дней сохранился корпус санатория, возведенного в модном в начале 1930-х годов стиле конструктивизма. Строгие геометрические формы двухэтажного здания представляют большой интерес как прекрасный образец архитектурного стиля, на десятки лет опередившего свое время. 

Судьбоносным в истории Прозоровского и Юбилейного стало постановление Центрального Исполнительного Комитета от 6 января 1930 года, согласно которому населенные пункты объединили в один и вместе с платформой присвоили новое наименование — Кратово, в память об Иване Антоновиче Крате. В вышедшем в том же 1930 году путеводителе «Дачи и окрестности Москвы» о Кратово говорится как о населенном пункте, состоящем из нескольких поселков. Так, в поселке для железнодорожных рабочих на тот момент было 40 домов с водопроводом и электрическим освещением, а также клуб, магазин, пекарня и спортивная площадка. На левой стороне железной дороги упоминаются поселок для сотрудников Наркомтруда из 30 дач, поселок Наркомата путей сообщения «Путь Ильича» с 34 дачами и поселок частных застройщиков, состоявший из 64 зданий. В путеводителе указывается и стоимость аренды комнат в те годы — 100-150 рублей за сезон, что являлось весьма крупной суммой. 

После открытия платформы «Отдых» возникла необходимость в переносе платформы «Кратово» ближе к городу Раменское, что и было сделано к 1935 году. С тех пор остановочный пункт железной дороги располагается на 41 километре. 
Бурная дачная застройка в сосновом бору потребовала открытия в 1930 году еще одной платформы, получившей наименование «42 километр».

Большие изменения в жизни поселка наступили в 1935 году, когда недалеко от платформы «Отдых» началось строительство Большого ЦАГИ, а вскоре на пустыре рядом с туберкулезным санаторием приступили к работам по созданию испытательного аэродрома. Об этой странице истории будет рассказано в следующем номере. 

Фото: pastvu.com









Реклама

 
Последнее обновление: 22.02.2017, 01:02

Новые методы диагностики и лечения бесплодия в клинике «9 месяцев»

рубрика: Общество