Герои Советского Союза — участники Великой Отечественной войны — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:

Общество

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

ALEX_01_2017.gif

mezhtopbank.gif

vau_vaffli.jpg

vkontakte.jpg 


elpodp.gif

kadri_reklama.gif










Герои Советского Союза —  участники Великой Отечественной войны

Герои Советского Союза — участники Великой Отечественной войны

Многие летчики-испытатели Летно-исследовательского института храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. В рубрике «Лица Жуковского» мы начинаем публикацию биографий Героев Советского Союза, живших в Жуковском или работавших в ЛИИ, принимавших участие в самой страшной войне человечества. О дважды Герое Советского Союза Амет-хан Султане ЖВ писали в прошлом номере, сейчас мы представляем следующих Героев.

Сергей Николаевич Анохин (1910-1986)

Сергей Николаевич Анохин.jpg

После окончания семи классов в 1926 г. поступил на автомобильные курсы и в 1928 г. стал шофером. Занимаясь в кружке планеристов им. Кухмистерова с 1929 г., летал на построенном силами кружка планере ИТ-4-бис. Спустя год Сергей Анохин окончил Московскую планерную школу. С января по ноябрь 1931 г. учился в Высшей летно-планерной школе, находившейся в крымском Коктебеле, а в 1932 г. окончил Центральную летную школу Осоавиахима в Тушине. Будущий Герой также окончил Высшую парашютную школу. Именно Сергей Анохин 2 октября 1934 года провел опасный эксперимент с преднамеренным разрушением планера «Рот-Фронт-1». Спустя 2 недели, 18 октября 1934 г., летчик, проведя в воздухе 32 часа и 11 минут, стал автором всесоюзного рекорда продолжительности полета. Следующими стали рекорды высоты полета в 2340 метров и прыжка с парашютом на сверхнизкой высоте — менее 30 метров. Пять лет своей жизни Сергей Николаевич отдал работе в Турции, где стал основателем общества «турецкая птица» и занимался подготовкой планеристов. Вернувшись на родину, работал в Центральном аэроклубе командиром планерного звена и командиром планерного отряда. В 1941 г. был удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР». После начала Великой Отечественной войны Сергей Николаевич принимал активное участие в испытаниях военной техники, был командиром отряда испытательной эскадрильи ВВС. В конце лета — начале осени 1942 г. летчик провел уникальные испытания планера А-40, который предполагалось использовать для десантирования танка Т-60. Эту конструкцию окрестили «летающий танк». В составе 19-ой гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте выполнял боевые задания. В апреле 1943 г. вместе с летчиком Юрием Желютовым совершил единственный за все годы войны взлет планера с партизанского аэродрома. С осени 1943 г. 
Сергей Николаевич был на испытательской работе в ЛИИ. 17 мая 1945 г. во время контрольных испытаний истребителя Як-3 на прочность отломилось крыло, из-за чего летательный аппарат стал вращаться с ускорением вокруг продольной оси. Летчик успел совершить прыжок с парашютом, но получил тяжелые травмы, стоившие ему левого глаза. Несмотря на все неблагоприятные прогнозы врачей, Сергей Анохин добился возвращения на работу испытателем ЛИИ. В 1947 г. выполнил первые полеты реактивных самолетов Як. В 1950 г. установил всесоюзный рекорд скорости на самолете Як-50. В течение двух лет (1951-1953 гг.) Сергей Николаевич проводил совместно с Амет-хан Султаном, Федором Бурцевым и Василием Павловым испытания пилотируемого аналога самолета–снаряда КС. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1953 г. Сергею Николаевичу Анохину было присвоено звание Героя Советского Союза. А 17 февраля 1959 г. он стал первым заслуженным летчиком-испытателем СССР. Всего за годы испытаний Сергей Николаевич освоил около 200 типов самолетов и планеров, совершил свыше 250 прыжков с парашютом. В 1960 г. 

С. Анохин участвовал в полетах на самолете-лаборатории Ту-104 для исследования невесомости. Уйдя с испытательской работы в 1964 г., работал заместителем начальника летно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам, а затем и начальником методического отдела в ОКБ-1, ставшим впоследствии НПО «Энергия». Умер Сергей Николаевич Анохин 15 апреля 1986 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Анохина названа улица в новом микрорайоне нашего города, где на одном из домов установлена аннотационная плита.


Федор Иванович Бурцев
(1923-2003)

Федор Иванович Бурцев.jpg

Уроженец Тульской области, с 9 лет жил в Москве. В 1940 году окончил Ленинский аэроклуб, а спустя год окончил военную авиационную школу летчиков в Борисоглебске, где некоторое время работал инструктором. В 1943-1944 гг. Федор Иванович сражался на Брянском, 1-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах, совершив 57 боевых вылетов и сбив 3 самолета в 17 боях. После войны работал летчиком-инструктором в Высшей офицерской школе воздушного боя в Люберцах. В это время он принимал участие в испытаниях первых советских реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15. 

В 1950 году окончил Школу летчиков-испытателей. Провел в ЛИИ испытания многих самолетов и других летательных аппаратов. 22 июля 1966 г. Федору Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1974-1988 годах Федор Иванович возглавлял Школу летчиков-испытателей. В 2001 году Федор Иванович переехал в Москву, где умер и похоронен на Даниловском кладбище. Адреса в городе, связанные с Героем: Маяковского, 13 (1958-1983); Фрунзе, 18/11 (1983-2001).


Яков Ильич Верников (1920-1993) 

Яков Ильич Верников.jpg

Родился в Калужской области, а с 1921 г. жил в Смоленске, где окончил среднюю школу и самолетное отделение городского аэроклуба. В 1940 г. окончил Одесскую военную авиационную школу летчиков и служил в строевых частях ВВС в Белорусском военном округе. С первого дня Великой Отечественной войны сражался на Северо-Западном, Брянском, Юго-Западном, Северо-Кавказском фронтах. Всего за годы войны совершил 424 боевых вылета, поведя 68 воздушных боев и лично сбив 15 вражеских самолетов. С 1946 г. был летчиком-испытателем ЛИИ, провел испытания таких самолетов, как Р-1, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Миг-9, Ла-11, МиГ-15 и других. 

В 1956 году Яков Ильич окончил Военно-Воздушную академию в поселке Монино. В 1966-1975 гг. работал старшим летчиком-испытателем ОКБ С.В. Ильюшина. В 1969 году Яков Ильич Верников выполнил первый полет на Ил-62М. В 1975 году установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъемности на Ил-76. 

В том же году в звании генерал-майора авиации вышел в запас, в январе 1976 года снова стал работать летчиком-испытателем ЛИИ, а вскоре перешел в Летно-испытательный комплекс ОКБ А.С. Яковлева, где трудился до 1988 г. Умер Яков Ильич Верников 30 сентября 1993 года. Урна с его прахом захоронена в колумбарной стене Быковского мемориального кладбища. Адрес в Жуковском, связанный с именем Героя: Маяковского, 13. 


Марк Лазаревич Галлай 
(1915-1998)

Марк Галлай.jpg

Окончив школу, работал токарем на заводе. Обучаясь в Ленинградском политехническом институте, параллельно проходил подготовку в городском аэроклубе, которую завершил в 1936 г. С 1937 г. работал в 8-ом отделе ЦАГИ, ставшем 8 марта 1941 года Институтом летных исследований. В июле 1941 г. в составе 2-ой отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Марк Лазаревич участвовал в защите неба столицы. 22 июля 1941 г., ровно через месяц после начала войны, летчик в ночном бою сбил немецкий самолет Dо-125. В начале 1942 г. 

Марк Лазаревич воевал на Калининском фронте. Спустя год, в 1943 г., совершал боевые вылеты с аэродрома ЛИИ в глубокий тыл врага. После окончания войны Марк Галлай проводил испытания самолетов и вертолетов. В 1950 г. был вынужден уйти из ЛИИ в НИИ-17, а затем в ОКБ В.М.Мясищева. Всего за годы работы летчиком-испытателем освоил 125 типов летательных аппаратов. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года Марк Галлай был удостоен звания Героя Советского Союза. С 1958 года работал вновь в ЛИИ — на этот раз старшим научным сотрудником. В 1960 г. Марк Галлай стал тем самым человеком, кто готовил в ЛИИ первый космический отряд для полета в космос. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию. Марк Лазаревич написал ряд интереснейших книг об испытаниях: «Испытано в небе», «Небо, которое объединяет» и других. Умер Марк Лазаревич Галлай 14 июля 1998 года и похоронен на Троекуровском кладбище. Именем испытателя названа малая планета.


Алексей Николаевич Грацианский (1905-1987)

Алексей Николаевич Грацианский.jpg

Родился в Киеве. В 1919-1921 гг. работал учеником слесаря на заводе «Ремвоздух-6», затем учился в Киевском политехническом институте. Алексей занимался в планерном кружке при институте, участвовал во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле. 
Защитив дипломный проект в 1928 г. по специальности инженера-механика по самолетостроению, без отрыва от производства окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ.

С 1928 года работал инженером в КБ К. Калинина, где участвовал в проектировании ряда самолетов линейки «К» и был ведущим конструктором самолета К-3. В 1931 г. спроектировал двухместный самолет «Омега».

С 1934 г. читал лекции по проектированию самолетов в МАИ. По совету Сигизмунда Леваневского перешел на работу в Полярную авиацию. В 1934-1940 гг. был летчиком Енисейской авиагруппы. В 1935 г. Алексей Николаевич окончил Серпуховскую школу слепых полетов. В 1937 г., освоив американский самолет-амфибию S-43, участвовал в поисках бесследно исчезнувшего экипажа Сигизмунда Леваневского. В 1940-1941 гг. работал летчиком-испытателем на авиазаводе № 22 в Филях. С осени 1941 г. в качестве летчика военно-транспортной авиации участвовал в доставке грузов в блокадный Ленинград и на фронт. С 1943 по 1950 гг. на авиазаводе № 23 в Филях испытал Ту-2, Ту-4 и Ту-12. 

Пять лет жизни (1950-1955) был летчиком-испытателем ЛИИ, где провел ряд важных испытаний по тематике института. В 1955-1958 гг. являлся инспектором Отдела летной службы Министерства авиационной промышленности. 1 мая 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Алексею Николаевичу Грацианскому присвоено звание Героя Советского Союза. В 1958 году стал работать заместителем Генерального конструктора — начальником летно-испытательного комплекса ОКБ О.К. Антонова в родном Киеве. С 1968 г. трудился инженером отдела технической информации. Умер Алексей Николаевич Грацианский 20 января 1987 года и похоронен на Байковом кладбище в Киеве. 

Фото из архива










Реклама

Последнее обновление: 25.06.2017, 13:12

Летчики-испытатели ЛИИ — участники Великой Отечественной войны

рубрика: Общество