Пока мы помним, они живы — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:

Авиация

ПОСЛЕДНЕЕ В КОЛОНКЕ


ALEX_01_2017.gif

kadri_reklama.gif

vkontakte.jpg 










Юрий Пономарев

Пока мы помним, они живы

Получив много откликов читателей после публикации серии очерков о летчиках, командирах бомбардировщиков Пе-8, 
базировавшихся на аэродроме ЛИИ в годы Великой Отечественной войны, мы решили продолжить их публикацию в рамках новой рубрики

После публикации очерка «Фортуна летчика майора Макаренко» я получил по электронной почте письмо от Павла Черевина. Павел — внук командира тяжелого бомбардировщика Пе-8 с августа 1944 г., а затем бомбардировщика Б-25 «Митчелл» Федора Васильевича Локтионова. Федор Васильевич некоторое время летал вторым пилотом в экипажах майоров А.Чурилина и В.Зеленского. Благодаря Павлу редакция получила фотографию гвардии майора Степана Макаренко, которую мы не имели на момент публикации очерка. 

Макаренко.jpg
Командир корабля Пе-8 майор Степан Макаренко

Также благодаря Павлу мы получили уникальную фотографию, сделанную летом 1943 г., экипажа бомбардировщика Пе-8 под командованием майора Арсения Чурилина. Этот экипаж принимал участие в Орловско-Курской операции летом 1943 г.

Павел внимательно следит за всеми публикациями в «ЖВ» об истории 746-го и  890-го авиаполков (АП) Авиации дальнего действия (АДД), входивших в состав 45-й авиадивизии АДД, базировавшейся в годы Великой Отечественной войны на территории аэродрома ЛИИ.

В частности, Павел уточнил обстоятельства авиакатастрофы 29 июля 1943 г. самолета Пе-8 (№ 42110) под командованием заместителя командира 2-й эскадрильи 890-го АП, майора Аркадия Гавриловича Канарского, происшедшей в районе аэродрома ЛИИ. Сведения об этой авиакатастрофе газета опубликовала в статье «Лишенные памяти-2» (№ 25, 2015). Павел написал, что во время полета на борту бомбардировщика Пе-8 находилось не 12 человек, как указано в статье, а 13 военнослужащих. 13-й член экипажа, воздушный стрелок, старший сержант Владимир Ларин (1921 г. р.) чудом уцелел, получив множественные переломы. Он долго лечился в госпитале и после выписки из госпиталя перестал летать. До окончания войны он служил старшиной эскадрильи. Осенью 1944 г. Владимир Петрович Ларин за участие в 21 ночном вылете (до авиакатастрофы) и добросовестное выполнение обязанностей старшины эскадрильи был награжден орденом Красной Звезды.

Рассказывая о катастрофе самолета А.Канарского, Павел сослался на книгу Анатолия Сергиенко «Огненные ночи Курской битвы. Авиация дальнего действия в бою», которая вышла из печати в 2009 г. в издательстве «Эксмо». В книге обстоятельно рассказывается о действиях частей АДД ВВС Красной Армии во время Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции.

Вот как описана катастрофа 29 июля 1943 г. в книге А.Сергиенко: «Днем 29 июля 1943 г. экипаж заместителя командира 2-й эскадрильи майора А.Г.Канарского получил задание перегнать бомбардировщик Пе-8 из Иваново на аэродром в Кратово. При заходе на посадку Аркадий Гаврилович определил, что идет с небольшим промазом и решил уйти на второй круг. За действиями летчика внимательно наблюдали с земли. Первый разворот на высоте стапятидесяти метров командир корабля произвел нормально, прошел по прямой и стал вводить машину во второй разворот, создав ей необходимый крен, но совершенно неожиданно он стал резко увеличиваться, самолет перешел в плоский штопор, сделал один виток, врезался в землю и загорелся… Это жуткое зрелище произошло в 16.00. Одно дело, когда экипаж ушел на боевое задание и где-то далеко от аэродрома с ним что-то произошло. А тут на глазах почти всего личного состава дивизии гибнут товарищи, и помочь им невозможно».

Редакция решила продолжить публикации о людях, служивших в 746-ом, 890-ом и 362-ом авиаполках (АП), входивших в состав 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия, базировавшейся с апреля 1942 г. по лето 1944 г. на аэродроме ЛИИ.

Также мы хотим рассказать о военнослужащих 4-й гвардейского Гомельского авиационного корпуса (АК) Авиации дальнего действия (АДД), который с весны 1943 г. по лето 1944 г. тоже базировался на аэродроме ЛИИ. В состав 4-го гвардейского Гомельского АК входили 4-я гвардейская авиадивизия (АД) АДД (впоследствии ставшая 14-й гвардейской бомбардировочной АД) и 5-я гвардейская АД (впоследствии ставшая 15-й гвардейской бомбардировочной АД), а также 341-й авиаполк АДД.

Большая часть полков 4-го гвардейского Гомельского авиакорпуса (АК) была вооружена бомбардировщиками B-25 «Митчелл», которые СССР получал по ленд-лизу из США. Экипажи бомбардировщиков АК почти всегда выполняли боевые задания в ночных условиях (за исключением действий 341-го АП). Первым командиром авиакорпуса с июля 1943 г. по апрель 1944 г. был полковник Сергей Павлович Ковалев, а с апреля 1944 г. и до конца войны соединением командовал генерал-майор, а затем с ноября 1944 г. — генерал-лейтенант Георгий Семенович Счетчиков.

Экипаж Чурилина.jpg
Экипаж бомбардировщика Пе-8: В 1-м ряду второй помощник борттехника ст. техник-лейтенант К.Г.Пачкурный (с орд. Отеч.войны), рядом с ним мл. лейтенант В.К.Ванчурин (с орд. Кр. Звезды), в центре майор А.П.Чурилин, слева от Чурилина майор Пеньков, в 3-м ряду первый – воздушн. стрелок В.Я.Николайченко, крайний справа – воздушн. стрелок И.Я.Николайченко (оба с мед. «За отвагу»). Лето 1943 г.

Мы просим откликнуться родственников летчиков, штурманов, борттехников, бортрадистов, воздушных стрелков, авиамехаников, специалистов по вооружению и т.д., то есть тех, у кого родственники поднимались на самолетах с аэродрома ЛИИ и тех, кто провожал и встречал их с боевого задания.

Для подготовки очерка необходимы фотографии и документы (или их копии). Можно приносить написанные рассказы-воспоминания, а можно их наговорить на диктофон журналисту. Связаться со мной — Юрием Пономаревым — можно через секретаря редакции по телефону 48-3-08-40.


Фото из архива 203-го Орловского гвардейского ТБАП и сайта airpages.ru


Последнее обновление: 28.05.2017, 00:38

Новый мост Москвы продули в АДТ ЦАГИ

рубрика: Авиация